Собранная прическа на короткие волосы



Нереально сказать о какой-то особенной особой форме одежды этого периода, возможно только проследить тенденции в развитии костюмных форм, поскольку особенного костюма ренесанса не существовало. Выбор платья диктовался кошельком, модой, рангом и декретом правительства.

Одежда отражала социальное положение, не являясь самовыражением личности. Людям надеялось наряжаться соответственно публичному положению. Законы, ограничивающие право приобретения роскоши, принятые еще в Средневековье, изменявшиеся в течении всего периода Восстановления, предотвращали ношение самых дорогих тканей людям низшего сословия, недопустимой считалась обстановка, в то время, когда бюргер смотрелся бы как граф. Так же нелепо, если не опасно, было бы для короля смотреться подобно крестьянину.

Любимым цветом был красный. Дамы и мужчины украшали свои платья и пояса бантиками и бубенчиками, исходя из этого немудрено, что германский костюм этого времени, увешанный бубенчиками, потом сделался достоянием лишь шутов. Заметно повальное рвение и мужчин, и дам сделать талию как возможно уже. Дамы старались достигнуть своего идеала посредством шнуровки, которая стягивала одежду наподобие корсета.

Красивый вкус и практичность в одежде обнаруживали лишь итальянцы, особенно итальянки. Они сумели вопреки действию разных направлений моды, сохранить свой личный вкус и в покрое одежды, и в сочетании красок. Одежда казалась итальянцам нужным дополнением природной красоты. Женская красота была возведена в культ: ее воспевали поэты, у дам планировали создатели ренесанса, живописцы воспроизводили женскую красоту и занимались женскими уборными, моделирование одежды по большому счету завлекало внимание и талант выдающихся живописцев.

Уже в пятнадцатом веке в Италии распространяется влияние античной традиции в форме и покрое одежды и в манере ее носить. Так, к примеру, члены магистратов и сановники большей частью носили долгую верхнюю одежду со складками и весьма широкими рукавами, часто виделся кроме этого солидный просторный плащ.

Конец XV и начало XVI столетий в Италии вырабатывает новый идеал красоты, который проявляется в восприятии человеческого тела и в манере наряжаться и двигаться. В эстетике гуманистов появилось понятие о гармоничном человеке. Выступая против аскетизма и средневековой морали, эстетика Восстановления не противопоставляла тело духу, а выдвигала идею их единства. Красота начала считаться таким же благом, как здоровье и сила.

Новый темперамент жизни, новое представление о людской красоте вызывали к жизни и новые формы костюма. Деятельный, сильный и энергичный человек ренесанса уже не стеснялся своего тела, как в Средние века, а гордился им, и рвение освободиться от средневековых оков заметно и в костюме.

Движения человека ренесанса были спокойны и уверенны. Чем естественней движение человека, тем красивее — таков был девиз данной превосходной эры. И от костюма эстетика Восстановления потребовала для того чтобы полного соответствия формам тела, подчеркивания красоты пропорций, дабы он мог быть вторым телом человека. Наряду с этим в обязательном порядке подразумевалась частичная обнаженность. Примером для костюма стала естественная осанка человека, больше нет необходимости создавать причудливые формы, неестественные изгибы.

Костюм освободился от твёрдого корсета, пропорции становились естественными и гармоничными, провалились сквозь землю преувеличенно вытянутые формы. Все бессчётные формы кроя, все небольшие аксессуары одежды и отделки, плиссировка, гофрировка и небольшие складки, поделённые на участки различных цветов, — все эти тонкости, довольно часто привлекательные, исчезают точно равно как и остроконечные формы головных уборов и обуви.

Одежда из легкой ткани, затканной цветами, уступила место одежде из тяжелых и мягких тканей с замечательными глубокими складками, широкими ниспадающими рукавами и величественным шлейфом.

Мужская куртка с полами и без них стала более долгой и узкой вверху; в один момент удлинилась рубашка: узкая оборка вверху встала над воротником куртки, и такие же оборки появились на обшлагах рукавов. Простые в пятнадцатом веке долгие, хорошо прилегающие штаны-чулки закрылись до колен широкими, собранными в складки верхними штанами, а на ступнях — широкими кожаными башмаками с вырезами и ремнями на подъеме.

Собранная прическа на короткие волосы

Главным же знаком мужского преимущества стала симарра — более либо менее долгая верхняя одежда с широкими вырезами для рук, которую большей частью носили с надставленными, закрытыми рукавами и украшали богатой меховой отделкой на груди и плечах. Головным убором служил широкий берет без полей, украшенный спереди медалью. Лицо обрамляла пышная борода и бакенбарды. Таков итальянский мужской костюм позднего Восстановления.

Платье знатной итальянки в это время четко разделялось на юбку и лиф; юбка, собранная вверху в плотные складки, пришивалась изнутри к маленькому, обрезанному по прямой лифу. Лиф, большей частью застегивающийся спереди, имел широкий четырехугольный вырез, доходящий до плечевых швов, либо совсем открытый, либо прикрытый собранной в складки рубахой с маленькой оборкой.

Собранная прическа на короткие волосы

На плечах к лифу прикреплялись широкие вздутые рукава, каковые значительно чаще были съемными; они разрешали видеть только край разрезанного рукава рубахи с оборкой на запястьях. Рукава в женском платье членили разрезами, они складывались из деталей различных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в архитектуре.

На гладко расчесанные непокрытые волосы надевали широкий берет, украшенный жемчугом либо медалями, либо удерживали всю массу волос на затылке сеткой в виде чепца, сплетенной из золотых нитей. Как видим, женская одежда стала более широкой и эргономичной, более мягкого женственного силуэта, создается впечатление, что из стройной, хрупкой девушки.

Собранная прическа на короткие волосы

И вид широкоплечего мужчины в просторном, украшенном мехом плаще, наброшенном поверх полуоткрытой куртки с широкими рукавами, выполнен преимущества и жизнеспособности. Как раз сейчас появляется новое слово — грандесса, означающее величественную, благородную наружность.

В реформаторской Германии уже в конце XV века начала создаваться новая форма одежды, одежда германского Восстановления, сперва — пестрая, богатая, просторная, но тяжелая, а позднее, под влиянием проповедей протестантских пасторов, — чёрная, облегающая, стыдливо скрывающая все формы тела.



Данный процесс начался с преобразования хорошо прилегающей куртки и туго натянутых штанов-чулок методом разрезания их в тех местах, где они плотнее всего облегали тело, другими словами на плечах, локтях и коленях, и подкладывания в появившиеся прорези другой, в основном более яркой ткани (как бы имитируя рубаху), складки которой вздувались над прорезями. Возникновением этого новшества, как утверждают, Германия была обязана ландскнехтам, вольнонаемным воинам, призванным императором Максимилианом.

Под влиянием Реформации одежда делается строже. С 1530 года мужчины закрывают шею глухой гофрированной рубахой либо брыжами либо закрытый камзол, ворот которого застегивается на пуговицы либо зашнуровывается. Камзол обыкновенно хорошо прилегает к телу и оканчивается внизу пышной, уложенной в складки баской. Рукава делаются широкими, довольно часто со шнуровкой, с разнообразными разрезами и буфами.

Собранная прическа на короткие волосы

Парадной одеждой жителя делается мантия. одновременно и верхняя одежда, и плащ. Мантия, доходящая до колен, отделанная мехом, широкая, внушительная, усиливала впечатление преимущества и значительности.

Самой распространенной обувью была коровья морда — плоские башмаки с маленьким носком и широким разрезом сбоку. Так, костюм того времени складывается из камзола, отделанного мехом плаща, узких нижних панталон и широких верхних и неизменного берета.

Собранная прическа на короткие волосы

Вместо долгих локонов, каковые еще в начале века падали на открытые плечи, уже к 1520 году появляется маленькая прямая стрижка — колбе. гладко расчесанные волосы во все стороны от темени ровно подстригают спереди и сзади. Эта новая прическа весьма шла к берету и придавала лицу мужественный вид. Подбородок и щеки обрамляются кратко и прямо подстриженной бородкой.

Женская одежда того времени достойно дополняла мужскую. Юбки, надетые одна на другую, довольно часто заканчивалась долгим шлейфом. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем имел долгие и узкие рукава, украшенные разрезными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях, верхняя юбка падала вертикальными трубчатыми складками и эффектно контрастировала горизонтальным линиям шнуровки корсажа и втяжек на рукавах. Большой бархатный берет в большинстве случаев надевался поверх затканной золотом сетки для волос.

К середине XVI века одежда германских жителей частично теряет свою внушительность и основательность, становясь более элегантной. Широкий мужской берет делается более узким и твёрдым; воротник рубахи и у мужчин, и у дам — более высоким и узким, образуя плотную оборку — прототип более позднего слоеного воротника. Борода утрачивает свою почтенную широкую форму, делается острее и удлиняет лицо. Мантия шьется широкой с громадными вздутыми рукавами, с замечательными отворотами и существенно меньше, застегиваясь на груди.

В женской одежде на юбку и корсаж нагромождается отделка, рубашка высовывается на локтях из узких зашнурованных рукавов. Время от времени, напротив, отдается предпочтение большим, массивным рукавам и юбке без каких бы то ни было украшений.

Мало-помалу под влиянием Реформации все начинают избегать роскоши и предпочитать чёрные одежды из скромного сукна либо камлота — плотной материи из шерсти, смешанной с шелком. Парча, шелк и атлас употребляются только знатью; по мере того как дамы германского бюргерского сословия становятся более бережливыми, платья их становятся более эргономичными и просторными. Они носят долгий, узкий, заложенный складками передник, а на улицу выходят в просторном плаще и в маленькой пелерине с гладким стоячим воротником, которая покрывает плечи и грудь и застегивается спереди.

Испанский костюм, повлиявший на моду практически во всех государствах Западной Европы (не всецело поддались испанской моде только итальянцы, которых от слепого подражания нелепостям испанской моды предохраняло облагораживающее влияние искусств), сначала был достаточно эргономичен и элегантен, но с течением времени он в корне изменился.

Трансформации не только в костюме, а и во всем мироощущении начались с восшествием на испанский престол германского императора Карла V под именем короля Карла I, поднявшего престиж Испании, которая достигла в его царствование невиданного могущества.

Все более ощутимой становилась реакция против духа и стиля Восстановления и Реформации.

Контрреформация пытается подавить все духовные и культурные новшества. Дух насилия над совестью и религиозный фанатизм угнетает умы, на смену весёлому восприятию мира приходит аскетизм. Бюргерское благодушие и здоровое чувство собственного преимущества вытесняются холодной аристократической сдержанностью и неприступностью — их предписывает строгий испанский придворный этикет, сформировавшийся на базе бургундского усилиями Карла I, величайшего церемониймейстера всех времен, достигший большого развития и доведенный до крайности. Сейчас при испанском дворе царил жёсткий этикет, холодное величие и гордая царственная пышность, не имевшие ничего общего с тем чисто германским уютом, который господствовал при дворе Максимилиана I.

Из Испании данный стиль распространился по всей Европе, при необходимости упрощаясь, приспосабливаясь к местным событиям и кошелькам. Испанская мода стала господствующей, ей подчинился кроме того французский двор.

Неспециализированная формула нового стиля заключалась в узких, тесных и твёрдых формах, под которыми всецело прятались очертания тела, и в выделенной монотонности красок. Таковой костюм потребовал торжественно-размеренных движений.

Для испанской моды была характерна закрытая доверху и застегивающаяся спереди мужская куртка с узкими полами и стоячим воротником, который так хорошо облегает шею, что верхний край рубахи поднимается и выглядит, как мелкие твёрдые брыжи.

Неспешно они становятся все более жёсткими и широкими и, в итоге, покупают ту форму громадного стоячего воротника, так именуемого мельничного жернова , который отделяется от рубахи и преобразовывается в независимую принадлежность костюма. Таковой воротник делался из узкого полотна, размешавшегося около шеи прекрасными складками, которым придавалась надлежащая твердость при помощи гофрировальных щипцов и проволочных приспособлений.

В дополнение к этому воротнику на запястьях появляются манжеты или из собранной в складки ткани, из которой сшита рубашка, или кружевные. Рукава, большей частью узкие, часто разрезаются на локтях и делают чисто декоративную функцию. Шелковые штаны-трико либо чулки хорошо облегают ноги выше узких башмаков. Сверху надеваются вторые брюки — маленькие, с богатыми застежками, утолщенные набивкой из пакли либо из шерсти, позднее — накладками в форме подушек.

Собранная прическа на короткие волосы

Куртку от груди до бедер подбивают ватой, легко подчеркивая талию. Почтенную мантию с рукавами вытесняет маленький плащ из тяжелого шелка, свешивающийся с левого плеча. На кратко стриженные волосы надевают узкий и твёрдый бархатный берет (ток ) либо мелкую шелковую шляпу с узкими полями. Таковой костюм создавал впечатление каменной неподвижности. Голова покоилась на воротнике, как на блюде, плечи поднимались вверх благодаря ватным наплечникам.

Одежда испанок во многом сходна с мужской. Они также носят узкие рукава, буфы и валики на плечах, лиф с тугой набивкой и низкой талией, твёрдый воротник-жернов и манжеты. Потому, что воротник не дает волосам вольно падать на плечи, их поднимают с висков и затылка и посредством шпилек и проволоки сооружают высокую прическу на темени. Обе юбки натягивались на твёрдый конусообразный каркас из неотёсанного полотна; они были без шлейфа и касались пола: испанский этикет и правила приличия запрещали открывать шею и ступни. Перчатки, веер и кружевной носовой платок довершали элегантный туалет женщины.

Вошедший скоро в моду лиф с долгим мысом, шнуровка и конусообразная пышная юбка, пышные буфы на плечах и рукавах, огромный воротник, подпирающий голову, и миниатюрная шапочка, которая надевалась набок, совсем искажали фигуру.

Распространившаяся испанская мода в каждой стране получала свои особенности. Так, в одежде германских жителей при полном соответствии основных линий и покроя испанскому заметно громадное разнообразие в деталях. На них лежит печать скромной добропорядочности и бюргерского самоуважения.

Особенно ревностно следовала испанским примерам Франция. При полной зависимости в основных формах она кроме того сумела превзойти заимствованный пример: французы также носили трико и сверху брюки с буфами, куртку с набивкой на груди и на плечах и зауженной талией, но они еще и прикрепляли к ней изнутри твёрдую подушку, отчего такая одежда взяла насмешливое наименование гусиного живота .

Француженки не отстали от мужчин, у них появился большой кринолин, которому придали сперва изогнутую форму — колокола, а после этого твёрдую — бочкообразную. Данный испанский кринолин они назвали особенным именем — vertugalle (галльская добродетель).

Лишь итальянки сумели в эту пору удержаться от всяких эксцентричностей; кринолины, подушки и брыжи пришлись им не по вкусу, они предпочитали дорогие ткани типа парчи, более яркие краски, красивые узоры кружев и стремились разрыхлить через чур твёрдые формы, благодаря чему нарядный итальянский костюм так же, как и прежде ниспадал прекрасными складками и создавал художественное впечатление.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Статьи по теме